Сама или Саме - это название свешенного суфийского ритуала, который является разновидностью зикра( другого священного ритуала) Сама сочетает в себе игру на музыкальных инструментах, исполнение песен и танцев ,чтение стихов и молитв, а также ношение одежд, которые имеют символическое значение. Данный ритуал имеет очень большую популярность на полуострове Индостан в суфийском ордене Чишти в качестве богослужения. Обучение танцам новичков суфийской Сама происходит в течении длительного времени.
Придание гласит, что этот ритуал возник благодаря поэту и мистику Руми, который впоследствии стал идейным вдохновителем суфийского ордена под названием Мевлеви. Как- то раз, прогуливаясь по городскому рынку до слуха мистика донеся ритмичный звук молотков золотобитов. В промежутках между ними поэту послышался зикр «ля ила ха ильляля» ( нет, Бога кроме Аллаха), после этого мистик впал в глубокое состояние экстаза, начал кружиться по кругу и простирая руки к небосводу. Такова история возникновения ритуала сама и мевлейского ордена дервишей. Данный ритуал имеет под собой турецкие и персидские корни, поэтому его ассоциируют с восточными традициями.
Во время проведения обряда важно всё, и пение, и музыка, под которую происходит данная церемония. Музыкальные инструменты, которые используются в качестве аккомпанемента во время проведения данного обряда, обладают символическим значением и сакральным смыслом. Чаше всего в качестве сакральных музыкальных инструментов используются барабаны, флейты и бубны. Очень часто во время этого ритуала исполняться такие религиозные песнопения как кавл и бейт, а также декламируются стихи. Всё это в совокупности оказывает весьма своеобразное воздействие на людей, которые принимают участие в данном мероприятии. В «Саме» разрешено использовать любые стихи даже любовную лирику, главное чтобы помыслы всех участников Сама были чисты и безгрешны. В «Саме» никогда не используются суры из Корана, так как текст данной свешенной книги для этого не предназначен.
Сама является способом созерцания Бога посредством музыки и танца. Главной целью Сама являться достижения состояния экстаза под названием ваджда.. Внешне признаки данного состояния про являются: непредсказуемость движений, танцами чрезмерной возбуждённостью Существует ещё одно состояние транса, которого стремиться достичь все кто принимает участие в «Саме» «хамр» что переводиться, как «духовное опьянение». Конечной целью данного ритуала является познание тайн мироздания и обогащение духовными знаниями.
Мнения об этом ритуале у мусульман разные. Кто считает ,данный что обряд пробуждает пылкую любовь к Богу, как Абу –Аль –Газали, который был ярым сторонником этого ритуала ,противники же «Сама» считает его безбожным так как состояние экстаза при «Саме» очень похоже на алкогольное опьянение. Участвовать в церемонии « Сама» могут люди из разных социальных слоёв.